Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость!

Мой сайт
Главная » 2013 » Август » 24 » Роман Балаян: «Художник всегда должен быть в како
16:40
 

Роман Балаян: «Художник всегда должен быть в како

16.08.2012

Роман Балаян: «Художник всегда должен быть в каком-то смысле против государства»

Роман Балаян: «Художник всегда должен быть в каком-то смысле против государства»

Известный режиссер Роман БАЛАЯН считает, для того чтобы Украина была сильным и конкурентоспособным государством, жители восточных и западных областей страны должны объединиться. А объединяющим фактором должен стать украинский язык. Удивительно, что армянин по национальности, режиссер, который на главные роли в своих картинах всегда приглашал российских актеров, сегодня ратует за господство украинского языка. Но ныне время парадоксов.

Вольница — зеленый свет для двоечников и карьеристов

— Роман Гургенович, как думаете, современный творческий человек, в данном случае вы, должен вмешиваться в интеграционные процессы, которые происходят в обществе?

— Нет. Считаю, что художник всегда должен быть в каком-то смысле против государства. Любое государство — это ограничение каких-то прав. А художник должен быть свободным. Конечно, он может увлечься какими-то идеями — бывшего строя, нынешнего, не имеет значения. Но настоящее творчество должно касаться вещей, которые будут интересны и через 50 лет. Вот Чехов, он и сегодня нам интересен. Хотя в свое время считали, что он описывает мелочи жизни. А теперь он самый читаемый писатель в мире на сегодняшний день.

— Как думаете, что спровоцировало моральный, духовный кризис современного общества? По крайней мере в нашей стране.

— До 1991 г. мы были лишены большого количества информации, которая была на то время во всем мире. Мы были ханжи и невежды. Потом на нас обрушилась информационная лавина. Не каждый смог выкарабкаться из этого обилия нужной и ненужной информации. Это первое. Ну и второе, если честно, сейчас у всех на первом месте деньги.

— Это касается и кино?

— Всех. И писателей, и киношников, и художников, и музыкантов. Делают вещи на потребу. Пока у нас в искусстве — «Макдональдс». А так же мы предоставляем такую услугу, как быстрый ремонт htc по очень доступным ценам.

— Но в советское время были шедевры, в том числе и у вас. Сейчас они тоже, возможно, где-то есть...

— На постсоветском пространстве с 1986 г. шедевры не появлялись. Раньше они были потому, что в отличие от многих стран, в Советском Союзе художники овладевали языком иносказаний. Создавали свой кинематографический язык. Это кино было потруднее, но тем не менее... Сейчас снимают прямое кино, как у американцев, где все ясно.

А нравственно мы тогда были чище. Сейчас каждый думает, как бы состояться, заработать. Идей нет. Раньше мы были в клетке, но пытались разорвать эту клетку. Это нас питало.

Сейчас время, которое многие называют свободой, я же называю это волей. Вы знаете, что когда в 1861 г. отменили крепостное право, много народа попало в Сибирь.

— На каторгу в смысле? Преступность выросла?

— Разумеется. Крепостные ведь привыкли, что их кормят, что они работают в доме, на поле: тебе приказывают — ты делаешь. И от тебя ничего не зависит. В нашей стране на протяжении последних 20 лет все зависит от человека, но он не знает, что с этим делать. Вот и пошли впереди двоечники, карьеристы и всякие другие...

Новые дояры и старые агрессоры

— Сегодня известные спортсмены по окончании спортивной карьеры, актеры идут в политику. Зачем им это нужно, неужели ими движет жажда ускользающей славы?

— И это, и другое, и наивное убеждение, что они смогут что-то изменить.

Пока есть что делить, что доить, ничего не изменится. Депутаты будут говорить, мол, работают на весь народ, но на самом деле они работают только на свой электорат.

— Ну, хоть на электорат, и то польза...

— Да толку никакого. И оппозиция, и коалиция говорят то, что поможет им снова попасть в Раду. Я не вижу ни одного предложения, объединяющего страну. Депутаты ходят на телеэфиры, чтобы покрыть друг друга крепким словцом. За каждым из них стоят миллионы избирателей. Вот они и настраивают одних против других. Это агрессивные люди войны, а не мира.

— Что способно сегодня объединить общество?

— Если бы в 92-м году объявили, что через семь лет с первого класса во всех школах детей будут обучать на украинском языке, не трогая пока тех, кто учится во втором или в вузе и т. д., тогда даже тот, кто почему-то не любит украинцев и украинский язык, понял бы, что его еще не родившемуся ребенку или внуку дали шанс. И он бы понял, что в 5 лет ребенка надо будет отдать в украинский детский сад. Параллельно, естественно, нужно было заняться усовершенствованием квалификации педагогов, поскольку в советское время предпочтение было отдано русскому преподаванию. И это все могло получиться, потому что в 91-м году почти все население проголосовало за суверенитет Украины.

Основная проблема украинского современного общества — это то, что никак не могут разобраться с языком. Но если будет два языка, русский «слопает» украинский.

— А почему же тогда не «слопал» за более чем 70 лет советской власти?

— Как не «слопал»! По-украински говорили только в деревнях. Вот депутаты уверяют, что в Швейцарии, Дании, Канаде два языка. Во-первых, я не считаю, что в этих странах должно быть два языка. Во-вторых, Канада — страна пришлых. К тому же у языков, которыми пользуются в этих странах, есть защита. Это Франция, Англия. Да и русский не пропадет, если здесь на нем перестанут разговаривать. Есть огромная страна Россия. А у Украины, кроме как в Украине, нигде защиты языка нет.

— Но есть и граждане Украины, которые испытывают потребность в русском языке...

— Да, это в основном люди старше 40 лет. Они не владеют украинским. Они, скажем, не могут прочесть инструкции к лекарствам, к налоговым платежкам, счета коммунальных услуг. Это, как правило, жители востока Украины. В таком случае пусть в этих регионах печатают инструкции и документы на русском, украинском и английском. Но патриоты справедливо боятся, что русский возобладает и в других областях.

Любовь угнетенных

— В западных точно не возобладает...

— Так жители этих регионов вообще ментально выросли в другом государстве.

— И продолжают к нему тянуться. Я не раз замечала, как жители западных областей то и дело ассоциируют себя с поляками. У многих дети хотят учиться в Польше.

— Польша тоже угнетала украинцев.

— Тем не менее украинцы поляков любят.

— Любви нету. Все это от нелюбви к России. Как бы то ни было, эти люди выросли в другой цивилизации.

— А как же носители «малых» языков — русинского, крымскотатарского, гагаузского и других, им же нужно дать какую-то поддержку?

— Безусловно. Но вы что думаете, в Париже есть государственные школы для представителей всех национальностей, которые там живут? Там есть частные школы. Эту практику можно применить и у нас. Скажем, увеличить государственные дотации на эти частные школы.

— Хотелось бы услышать вашу точку зрения относительно других социальных проблем. К примеру, сейчас идет полемика по вопросу воспитания сирот. Где, наш ваш взгляд, более защищен ребенок-сирота — в приемной семье или в детском доме?

— Мода усыновлять сирот пришла от западных актеров. А назовите мне нашего олигарха, который взял приемного ребенка. Что касается интернатов, нужно, конечно, выделять им какие-то дотации. Ведь зарплаты у педагогов крошечные, вот они и не занимаются детьми как следует. Все первопричины заложены очень глубоко. В тех же нравственных принципах.

— А если олигархов обложить налогом на роскошь, а эти деньги пустить на нужды детей-сирот?

— Если этот налог введут, начнутся аферы. Те, кто будет описывать имущество и земли богатых, сами очень скоро разбогатеют. Их будут «убалтывать» написать меньше, чем есть на самом деле, и получить за это столько-то... Это уже делается.

Олигарх тоже имеет право на жизнь

— Может, при помощи кино прививать людям высокое, доброе, вечное?

— Воспитание нужно начинать с семьи, со школы. Уделять много времени воспитанию чувств ребенка. Больше заниматься вопросами морали и нравственности, чем той же алгеброй и геометрией. Воспитать человека так, чтобы его этические нормы были выше требований закона.

Из всех прав человека на первом месте должно быть право на жизнь. Когда мы слышим, что где-то убили олигарха, в первую очередь думаем, наверное, он кому-то не заплатил, кого-то обидел. Но мы не думаем о том, что у него есть семья, дети, которые ни в чем не виноваты, но остались без отца. Это и есть нечеловеколюбие.

— Сегодня в школах, да и дома детей часто пичкают знаниями чуть ли не с пеленок. А воспитание чувств, воображения отводят на десятое место, аргументируя это тем, что на Западе дети с трех лет языки учат, в пять в школу идут. Опять перекос?

— Надо больше читать западных критиков, недовольных западной жизнью. Запад впереди нас только по цивилизации, то есть бытовой культуре и соблюдениям прав человека.

— Вы сказали в начале разговора, что ситуация в Украине лет через 20 изменится. Как это будет?

— Вот сейчас Запад угрожает, что мы не сможем вступить с ЕС, если вступим в ЕЭП. Россия угрожает, что не сможем быть в ЕЭП, если вступим в ЕС. А я спрашиваю: почему мы не можем быть там и там?! Украина — отдельное самостоятельное государство. Если бы мы были действительно самостоятельны, то вступили бы и туда и туда. Я никогда не пойму, почему нет! Это ведь выгодно для нашего государства.

Вообще-то чтобы что-то решить самостоятельно, жителям Восточной и Западной Украины нужно покаяться друг перед другом и наконец-то объединиться.

— В завершение беседы хочу спросить: вы будете голосовать на ближайших выборах?

— Два раза был на выборах. Сначала голосовал за Юхновского, хотя знал, что выберут Кравчука, потом голосовал за Ющенко в 2004-м. Но уже поумнел и больше никогда ни за кого голосовать не буду.

Лариса РЯБЕНКО Данная статья вышла в выпуске №33 (617) 17 – 23 августа 2012 г.
Просмотров: 210 | Добавил: theancece | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Календарь

«  Август 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Четверг
16.05.2024
12:14


Copyright MyCorp © 2024

Сделать бесплатный сайт с uCoz