Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость!

Мой сайт
Главная » 2013 » Июль » 18 » НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
01:02
 

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ

Рассматриваемые вопросы:

1.Место русского языка среди других языков в мире.

2.Понятие «современный русский литературный язык».

3.Система языка. Основные единицы языка.

4.Разделы языкознания.

5.Описательный и исторический аспекты изучения языка.

6.Фонетика. Основные единицы фонетики.

7.Фонетическое членение речи.

Ключевые понятия: современный русский литературный язык, система, единицы языка, единицы речи, уровни языка, системная организация языка, фонетика, сегментные и суперсегментные единицы фонетики, такт, синтагма, фонетическое слово, клитики (энклитики и проклитики), слог, звук, традиционная (экспираторная), мускульная, сонорная и тональная теории слогов, эспираторное, словесное логическое ударение, функции интонации, пауза.

1. Место русского языка среди других языков в мире

Предмет изучения – современный русский литературный язык.

Русский язык относится к индоевропейской семье языков, которая имеет отдельную славянскую ветвь с тремя подгруппами: восточная (русский, украинский и белорусский языки), западная (польский, чешский, словацкий и др.) и южная (болгарский, македонский, сербохорватский и др.).

Русский язык – по степени распространенности занимает четвертое место в мире (лидируют английский, китайский, испанский); однако если до распада СССР число знающих русский язык (в различной степени) составляло 350 млн человек, то к 2005 году это число сократилось до 278 млн человек. При сохранении существующих тенденций уже через 10 лет число знающих русский язык сократится до 212 млн человек, и его опередят французский (которым в настоящее время владеют около 270 млн человек), хинди/урду (260 млн человек), арабский (230 млн человек). Из мировых языков один лишь русский стремительно сдает свои позиции.

Разумеется, роль того или иного языка в мировой цивилизации определяется не только числом его носителей, но и уровнем экономического и научно-технического развития стран, использующих этот язык, а также областями человеческой деятельности, в которых применение соответствующего языка является приоритетным. Немаловажное значение имеет и вклад национальной культуры, базирующейся на том или ином языке, в мировую культуру. Возможность сохранения в обозримом будущем русского языка в числе 10 ведущих мировых языков зависит прежде всего от способности российской экономики в ближайшие годы преодолеть сырьевой уклон и перейти на производство знаний и экспорт образовательных и научно-технических услуг, которые являются сегодня самыми востребованными в мире продуктами человеческой деятельности. Поэтому приоритетное развитие сферы образования и науки и внедрение на их базе новых технологий в производственный сектор отечественной экономики – единственный путь удержаться от сползания на обочину научно-технического прогресса и возродить интерес к русскому языку и культуре. Указом президента РФ (от 29 декабря 2006 г.) 2007 год был объявлен Годом русского языка, в рамках которого проводились культурно-просветительские, научные и образовательные мероприятия, направленные на популяризацию русского языка и литературы и на поддержку программ их изучения в России и за рубежом.

У русского языка есть большой внутренний потенциал для дальнейшего развития и богатое культурное наследие, что, возможно, поможет преодолеть существующую тенденцию спада интереса к русскому языку в мире.

2. Понятие «современный русский литературный язык»

Русский язык – это национальный язык русского народа, форма русской национальной культуры, а также государственный язык и язык межнационального общения многих народов постсоветского пространства. Общенациональный язык включает все разновидности языка – говоры, наречия, жаргоны. Литературный язык – высшая форма общенационального языка, поскольку является обработанным, нормированным, общеобязательным для всех членов общества. Литературный язык имеет разновидности – стили – для обслуживания различных сфер жизни. Современным принято считать язык последних пятидесяти лет.

Русский литературный язык имеет две формы – устную и письменную, которые характеризуются особенностями как со стороны лексического состава, так и со стороны грамматики, поскольку рассчитаны на разные виды восприятия – слуховое и зрительное. Письменный литературный язык отличается большей сложностью синтаксиса, преобладанием отвлеченной лексики, а также лексики терминологической. Устный язык – содержит в большей степени конкретную лексику, короткие, нераспространенные предложения, неполные предложения.

Высокую оценку красоты, богатства русского языка давали многие известные личности.

Вольтер справедливо заметил, что за шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но своему природному нужно учиться всю жизнь.

3. Система языка. Основные единицы языка

Изучение русского языка в вузе предполагает обогащение новыми углубленными сведениями о языковых единицах, и аспектах их изучения, о функциях языка, истории его развития и системной организации языка. Словарь определяет, что «система – «нечто целое, состоящее из закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей» (Ожегов, 1987, с. 586). Это значит, что при описании фактов языка устанавливаются и описываются закономерные связи единиц языка, их функциональная взаимообусловленность.

Любое явление действительности можно описать по-разному: «белая береза под моим окном…», – образ, который можно увидеть, почувствовать, дает нам представление о дереве. Это образной способ получения знания. Другой способ получения знаний – научный, когда в объекте вычленяются части, имеющие общие и сходные признаки. Описывается функция этих частей. Какова структура, например, листа, корня, ствола, какую функцию выполняют эти части в организме целого дерева и т.д. Это и будут научные знания.

Язык, с научной точки зрения, также может изучаться как система взаимодействующих элементов – единиц языка. Системное изучение языка предложили великие ученые-лингвисты конца 19 – начала 20 века: русско-польский филолог И.А. Бодуэн де Куртенэ и швейцарский ученый Ф. де Соссюр.

Современное языкознание немыслимо без разграничения понятий "язык" и "речь". Первыми о различии между этими понятиями заявили В. фон Гумбольдт (нач. 19 в., Германия) и Ф. де Соссюр (нач. 20 в., Швейцария). Язык рассматривается как некий набор средств и правил их использования. Речь – это использование единиц языка в процессе общения между людьми.

Единицы языка – элементы, имеющие одинаковые свойства и функции. Основные единицы языка – это типовые звуки, или фонемы, морфемы, лексемы (слова), структурные схемы словосочетаний и предложений.

Единицы речи – это звуки (фоны), морфы, словоформы, конкретные словосочетания и предложения.

В совокупности сходные единицы, выполняющие одинаковые функции в языке, составляют уровень языка. Таким образом, уровень – это совокупность единиц, выполняющих одинаковую функцию («этаж, где все занимаются одним делом»). Соответственно основным единицам в системе языка выделяют 4 основных уровня: фонемный, морфемный (значимые части слова – приставки, корни, суффиксы и т.д.), лексический (его составляют слова) и синтаксический (словосочетания, предложения, связи между значимыми единицами). На каждом уровне единицы связаны различными типами отношений. Между единицами разных уровней также есть отношения, но это всегда отношения включения: звуки образуют морфемы, морфемы – слова, слова – словосочетания и предложения.

4. Разделы языкознания

Изучение единиц каждого уровня связано с каким-либо разделом или несколькими разделами языкознания.

Разделы языкознания:

Фонетика – раздел, изучающий единицы фонетики и законы их функционирования.

Орфоэпия – раздел, посвященный нормам литературного произношения.

Графика – раздел, описывающий соотношение между звуками и буквами и различные способы письма.

Орфография – раздел, в котором описываются принципы и правила русского письма.

Лексикология – раздел, посвященный словарному составу языка, типам значения слов и их системной организации.

Фразеология – раздел, который изучает типы устойчивых сочетаний.

Лексикография – раздел, который изучает типы словарей и правила их составления.

Морфемика – раздел, в котором описываются значимые части слова, их типы и назначение.

Словообразование – раздел, изучающий принципы и способы образования новых слов.

Грамматика (морфология и синтаксис) – раздел, описывающий грамматический строй языка.

Морфология – раздел, в котором описываются грамматические формы слов и система частей речи.

Синтаксис – раздел, описывающий типологию словосочетаний и предложений.

Пунктуация – раздел, изучающий систему знаков препинания, принципы и правила их употребления.

5. Описательный и исторический аспекты изучения языка

Явления языка могут рассматриваться с точки зрения двух аспектов:

описательного / синхронического (от греч. syn – вместе и chronos – время; изучает явления языка в современном состоянии) и

исторического / диахронического (греч. dia – через, сквозь и chronos – время; изучает явления языка в процессе их исторического развития).

Например: с точки зрения современного русского языка лексическое значение слова окно будет немотивированным, но с точки зрения диахронии оно мотивируется словом око;

с точки зрения современного русского языка слово зонтик можно поделить на морфемы: зонт-ик, с точки зрения диахронии оно не членится, так как было заимствовано из голландского языка в таком виде, уже потом по аналогии со словами дом-ик, нож-ик и т. п. в нем стали вычленяться морфемы.

Лингвистика долго носила синхронный характер. И только в 19 веке лингвисты стали изучать язык в его историческом развитии. Разграничение синхронии и диахронии в языке впервые последовательно представлено в «Курсе общей лингвистики» Ф. де Соссюра.

6. Фонетика. Основные единицы фонетики

Фонетика – наука, изучающая звуковую сторону языка. Это наука не только о звуках, но и об ударении, интонации, паузах, слоге. Главным объектом исследования в фонетике являются звуки человеческой речи, способы их образования и акустические свойства, закономерности звуковых изменений, а также роль звуков в языке как средстве общения.

Основные единицы фонетики: звук, слог, фонетическое слово, такт (синтагма), фраза. Эти единицы вычленяются из звучащей речи и поэтому называются линейными, или сегментными.

Другой тип единиц фонетики оформляет звучащую речь, накладывается на нее, помогает сделать выразительнее – это интонация, пауза, ударение. Эти единицы называются суперсегментными.

Линейные единицы (сегментные)

В звучащей речи, как уже говорилось, мы можем вычленить определенные отрезки: Роняетлес багряный свой убор, // Сребрит мороз увянувшее поле, // Проглянет день как будто поневоле / И скроется за край окружных гор //. Отрезок звучащей речи от одной паузы до другой, объединенный интонацией и общей мыслью, называетсяфразой. (Обозначается в транскрипции знаком: //). Фраза не всегда совпадает с предложением: Посади ты эту птицу, // – Молвил он царю,// – На спицу; // Петушок мой золотой / Будет верный сторож твой//

Внутри фразы можно вычленить отрезок речи между паузами меньшей продолжительности. Это такт, или синтагма. (Обозначается знаком: /). Такты внутри фразы выделяются паузами меньшего размера. В отличие от фразы такт не имеет интонационной оформленности и не выражает законченную мысль. Не обязательно соотносится со знаком препинания. Такт может состоять как из одного слова, так и из нескольких слов. В тактах можно выделить фонетические слова.

Фонетическое словочасть фонетического такта (комплекс звуков) с единым ударением. (1 ударение = 1 фонетическое слово). Фонетическое слово не всегда равно лексическому слову, а может состоять и из 2-3 слов, так как есть лексические слова (чаще всего это предлоги, частицы), которые не имеют ударения. Безударное слово называется клитиком. Если безударное слово стоит перед ударным словом (на дому), оно называется проклитиком, если позади (дал бы) – энклитиком. Клитики составляют одно фонетическое слово с соседним ударным – без году, во поле, такой же и т.д. Таким образом, проклитики – это безударные предлоги, союзы, препозитивные частицы [пъдLрог’ь], а стоящие позади постпозитивные частицы Lкой жъ] являются энклитиками.

Слог в традиционной теории - это один или несколько звуков, произнесенных одним толчком воздушной струи.

Существует несколько теорий образования слогов:

1) традиционная, или экспираторная (слоги образуются толчками речевого выдоха);

2) «мускульная» (слоги образуются в результате последовательного усиления и ослабления мускульного напряжения при произношении звукового ряда);

3) «сонорная» (членение речевой цепи на отрезки с вершиной сонорности). Если представить звуки по степени звучности, то можно выстроить такой ряд: 1– глухие шумные, 2 – звонкие шумные, 3 – сонорные, 4 – гласные. В соответствии со степенью звучности можно выстроить график «звучности» слова, например, весна (24134):

Слогоделение проходит по границе максимальной звучности и спада. Для слова весна: 34 - 134.

4) тональная (слоги – это минимальный отрезок звукового потока, ограниченный перерывами голосового тона или фазами его ослабления).

В русском языке фонетические слова делятся на слоги по закону восходящей звучности. Этот закон называется также принципом открытого слога, так как слогораздел производится после звука с наибольшей звучностью (гласные, сонорные): со- ло- вей, ме- сто, ве-рно, пе- ре- дал.

При сочетании нескольких согласных на границе слогораздела приняты следующие правила слогоделения:

1. Группа шумных согласных между двумя гласными образует слог с последующим гласным: ша-пка, ше-фство, ра-ство-рить.

2. Если группа согласных включает сонорные звуки, то возможны варианты слогораздела: а) вил-ка, шар-фик, коль-цо, гай-ка (после сонорного следует шумный согласный и слогораздел проходит между этими звуками); б) во-лна, га-мма (сонорные звуки объединяются в одном слоге, кроме [й]: вой-на).

Слог можно характеризовать по различным аспектам. Традиционная характеристика слогов следующая:

1. По отношению к ударению: ударный / неударный.

2. По звуку в начале и конце слога:

а) по начальному звуку:

неприкрытый – начинающийся с гласного: а, аt;

прикрытый – начинающийся с согласного: ta, tat;

б) по конечному звуку:

открытый – заканчивающийся гласным: a, ta;

закрытый – заканчивающийся согласным at, tat.

Например, в слове умойся:

1-й слог [у] – безударный, неприкрытый, открытый;

2–й слог [мой] ударный, прикрытый, закрытый;

3–й слог [с'ь] безударный, прикрытый, открытый.

Звук – наименьшая произносительная единица, рождаемая речевым аппаратом.

Суперсегментные единицы фонетики

Ударение - выделение силой выдоха звука, слова, синтагмы из ряда таких же единиц.

По характеру организации выделения фонетической единицы выделяют:

экспираторное ударение – силовое, динамическое ударение, которое организуется силой выдоха и большим напряжением артикуляционных органов.

тоновое ударение, музыкальное, мелодическое.

количественное (квантитативное) ударение – удлинение артикуляции гласного.

качественное ударение – четкая артикуляция звука.

По выделяемой фонетической единице:

1. Словесное ударение – выделение слога в слове. Оно может быть динамическим, количественным, ослабленным. Музыкального словесного ударения в русском языке нет. По привязанности к определенному месту ударного слога в слове различают ударение связанное (фиксированное) и свободное (нефиксированное). Русское словесное ударение свободное,разноместное, так как может быть на любом слоге слова: яркий, весна, активизация и т.д. Ударение может иметь постоянное место в слове и его формах, т.е. быть неподвижным (красивый, красивее) и может быть подвижным:дерево, деревья.

2. Фразовое логическое ударениевыделение голосом отдельного слова фразы, в котором ударение делается сильнее, чем в других словах. Фразовое ударение является средством организации смысла сообщения.

Интонация ритмико-мелодический рисунок речи, создаваемый:

1) повышением и понижением тона, 2) ускорением или замедлением темпа, 3) паузами, 4) усилением ударения, 5) изменением тембра и другими фонетическими средствами.

Функции интонации:

1. Синтаксические:

а) различать предложения по коммуникативным целям (повествовательные, побудительные, вопросительные);

б) оформлять высказывания в единое целое и членить его.

2. Экспрессивно-стилистические:

а) выражение конкретных эмоций;

б) окраска различных функциональных типов речи: торжественной, деловой, разговорно-бытовой и т.д.

3. Прагматические:

а) смыслоразличение фраз;

б) обозначение подтекста высказывания;

в) характеристика говорящего и ситуацию общения.

В интонационный рисунок любого языка включены паузы.

Пауза перерыв речи (отсутствие звука).

Различают паузы: межтактовые, межфразовые, паузы обдумывания (могут стоять в любом месте).

Просмотров: 1063 | Добавил: theancece | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Календарь

«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Четверг
16.05.2024
06:36


Copyright MyCorp © 2024

Сделать бесплатный сайт с uCoz